Связаться
Связаться

Как зарабатывать в эпоху цифровой революции: Интеграция человека и ИТ. Часть 1. Основы стратегии успеха предприятия.

Кликните на картинку для увеличения
Все мы видим нарастающие последствия общемирового экономического и политического кризиса. В этом цикле статей я раскрою свою точку зрения о том, как построить стратегию развития любого предприятия любой отрасли, чтобы стать успешной в новых условиях цифрового рынка. Эта статья будет интересна HR специалистам, Руководителям ИТ, Системным интеграторам, Владельцам бизнеса, Инвесторам.

Введение

20-23 января 2016 года в славном швейцарском городке Давосе прошёл Всемирный экономический Форум. Для меня было удивительным узнать , что отдельная часть докладов была посвящена ИТ. Представители ведущих компаний (HPE, SalesForce и др.) обсуждали как изменится весь мир с проникновением технологий повсюду: в здравоохранение, производство продуктов питания, в управление предприятием в целом. 

Господин Герман Греф в своем выступлении на инвестфоруме «Россия зовёт» заявил, что эпоха нефтегазовой экономики уходит. И Россия явно сильно отстала и не может соперничать в новой парадигме с ведущими экономиками мира.

Однако давайте обратимся к фактам наиболее успешных представителей новой экономики:

  • Airbnb не имеет недвижимости;
  • Uber не владеет парком авто;
  • Facebook не генерирует контент.
  • А ведь за несколько лет эти компании превратились из идеи во многомиллиардный бизнес. И я считаю, что любая компания может сделать шаг в новую экономику уже сейчас. Кто сможет построить грамотную цифровую стратегию, сможет выиграть вне зависимости от отрасли!

    Предпосылки цифровой революции

    В 2007 году компания IDC объявила, что рынок шагнул в эпоху 3-й технической платформы.
     
    Первая платформа была сформирована в середине ХХ века. Она была ознаменована возникновением ЭВМ (мейнфреймов). Рынок быстро осознал силу централизованных вычислений и преимуществ для экономики.

    В начале 1990-х возникла вторая платформа, связанная с возникновением персональных ПК, локальных сетей, интернета. Это был взрыв: рынок ИТ вырос в 10-15 раз сразу заняв приоритетное место в развитых странах и стал сильнейшим компонентом экспорта.

    Что же произошло в середине 2000-х? Правильно! Произошёл очередной скачок – рынок увеличился ещё в 10 раз. И это благодаря современным гаджетам и 100% консьюмеризации ИТ. То есть любая домохозяйка и пенсионер способны управлять компьютером, мощность которого равна мощности всего оборудования, используемого НАТО для запуска человека на Луну. А мы запускаем птичек в Angry birds и размещаем в Instagram фотографии еды.

    Как третья платформа изменила экономику ведущих предприятий:

    1. Как в части ИТ, так и в части многих других сервисов (логистика, клиринг, бухгалтерия) предприятия отдают эти процессы в аутсорсинг или Облака, концентрируясь на ключевых сферах.

    2. Передовые предприятия активно используют мобильные решения – это и кассовые, и учетные модули, и прямой доступ к бизнес-процессам клиентов (мобильные приложения) и поставщиков (системы заказов и обмена первичной документацией).

    3. Социализация – создание общей среды общения. Опять же не только внутри предприятия – в среду привлекают клиентов, конкурентов, партнёров. Задача – PR бренда, отрасли, привлечение талантов и перекрёстные продажи.

    4. Аналитика. В текущий момент очень немного компаний управляют всем объёмом информации, которая создается в пределах и за пределами организации. Однако сейчас информация – это главное средство и оружие работы на рынке. А в вашей компании как быстро руководитель может получить всю управленческую информацию на экран своего iPad? Он им пользуется только для почты? Да что Вы говорите...

    Прежде чем перейти реалиям 2016+, необходимо еще раз осознать важность момента: 

    Важность момента перехода в России

    Вы думаете, что эта ерунда и ни Вас, ни Вашей компании это не коснется? Давайте посмотрим на оценку рынка труда, подготовленную компанией ИБС Люксофт в 2014 году для специалистов  ИТ отрасли:

    Что же хочет бизнес? За что бизнес голосует Живыми деньгами?

  • Привычные специальности, связанные с обслуживанием техники и программных систем, уходят в прошлое: т.е., если Вы хотите найти работу на должность CIO, Вы будете 31-м в очереди!
  • Если Вы разбираетесь в текущем бизнес-процессе – будете одним из 3-х.
  • Но, если Вы оказались специалистом цифровой эпохи 4-й платформы (об этом ниже), 10 компаний будут охотиться на Вас!
  • Это также касается и других специальностей – бухгалтер, управление производством, маркетинг!

    Считаете, что ИТ всё ещё не ключевой инструмент бизнеса? Вот Вам доказательство: Россия ещё в 2011 году была  третьем месте с конца по показателю производительности труда!  В текущих условиях повышение производительности связано в первую очередь с автоматизацией выполнения ключевых процессов и мгновенном получении управленческой информации.



    Теперь два ключевых вопроса:

    1. В какой части таблицы Вы находитесь сейчас?
    2. Где хотите оказаться?

    Если расширить вопрос на уровень предприятий, то вопрос будет таким:

    Где моя компания и моя отрасль окажутся в перспективе 5 лет?​

    Цифровая революция или 4-я платформа

    На что же нужно опираться в сегодняшних условиях? 

    Прежде чем раскрыть все секреты :) я бы хотел обратить внимание руководителей и инвесторов на одно очень интересное обстоятельство: для того, чтобы сделать шаг в светлое будущее не надо мучительно проходить все этапы становления ИТ-экономики, можно смело потреблять ресурсы 3-й  платформы практически мгновенно. Но вот принять решение об этом переходе придется прямо сейчас.

    Итак, какие ключевые аспекты стратегии развития необходимо проработать:

    1. Общее направление: Цифровая трансформация. Для успешного управления в основу стратегии должно лечь максимально точное снятие информации с каждого бизнес-процесса в компании и на рынке. Здесь может пригодиться понимание места технологий Интернета вещей, как краеугольного камня цифровой эпохи. Этот же элемент нам понадобится для управленческого воздействия.

    2. IDC определила 5 ключевых компонентов цифровой стратегии: 

       a. Цифровое лидерство: планирование и управление предприятием, опираясь на максимальную отдачу от внутренних талантов, технологий, информации, бизнес-моделей и экосистем. Каждый руководитель обязан иметь мгновенный срез данных по бизнес-процессам, за которые отвечает.

       b. Цифровая вовлечённость: бизнес по формату «всегда доступен» получает максимальную отдачу от управляемого взаимодействия с клиентами, поставщиками, партнёрами и работниками. Бизнес обязан обеспечить цифровую среду для обмена критичной информацией всех участников процесса. Например, клиент может видеть текущее место доставки или этап сборки его заказа. При этом контуры информационного обмена под каждый проект создаются динамически.

        c. Цифровая рабочая сила: таланты – это конкурентное преимущество. Управление талантами в рамках HR-систем полностью интегрировано в бизнес. HR подбирает людей, опираясь больше на врожденные таланты, а не опыт. Для каждого сотрудника строится Индивидуальный план развития не только в соответствии с текущими обязанностями, но перспективой роста и развития, не обязательно в рамках своей компании, но и партнёрской сети.

        d. Цифровая операционная модель: гибкая связь между внутренними и внешними системами, обеспечивающая максимальную гибкость, стандартизацию и отдачу от каждого бизнес-процесса. Все ключевые бизнес-процессы оцифрованы, как приготовление гамбургера в Макдоналдсе и максимально автоматизированы, как выпуск автомобилей Тайота.

        e. Цифровая информация: архитектура данных поддерживает стратегическую трансформацию бизнеса, предоставляя максимально динамичную модель выделения и предоставления услуг. Задача ИТ – создавать возможности для максимально точного прогнозирования развития бизнеса, помогать видеть новые взаимосвязи, создавать новые продукты и услуги, опираясь на ту информацию, которую генерирует и владеет компания, а также привлекая внешние источники.  

    Выводы:

    1.  Мировая экономика и российский рынок переходят на новую модель управления – цифровая трансформация.
    2.  Целых 3 из 5 компонентов цифровой стратегии напрямую связаны с интеграцией технологий и человека.
    3.  Любая компания способна начать движение прямо сейчас, опираясь на ключевые блоки цифровой эпохи.

    Дальнейшие шаги:

    В следующих статьях я буду последовательно раскрывать каждый пункт цифровой стратегии, раскрывая конкретные подходы и реальные инструменты, уже доступные на рынке.
    Если вам захотелось поучаствовать в соавторстве – милости прошу – пишите мне на электронную почту.
    Если вас заинтересовало сотрудничество в части построения бизнес-стратегии, я также рад сотрудничеству и жду ваших писем. 

    Продолжение смотрите по ссылкам:

    Часть 2.1

    Часть 2.2

     Автор:

    Парамонов Александр, Коуч, Бизнес-Консультант. Бизнес-тренер, член International Coach Federation,  ICF Russia, тренер международной академии коучинга, ACC, MBA, к.т.н., Главный партнер проекта Атлант.
    Адрес электронной почты: ap@helpmegrow.ru

    Проекты автора: 

  • Развитие, стратегический корпоративный коучинг: Help Me Grow
  • Выявление врожденных талантов и построение индивидуального плана развития: проект Атлант
  •  

     

    Отправить сообщение

     
    Ваше имя *
    Телефон
    E-mail
    Сообщение *
    Поля, обязательные для заполнения, помечены звездочкой *.

    Отправить сообщение

     
    Ваше имя *
    Телефон *
    E-mail *
    Выберете Мастер-класс
    Поля, обязательные для заполнения, помечены звездочкой *.
    123movies