Кликните на картинку для увеличения
Заключительная часть цикла статей о Цифровом лидерстве. Поговорим о конкретных шагах по развитию компетенции Цифрового лидерства.
Начало:
Часть 1.
Часть 2.1.
Часть 2.2.
Часть 3. Конкретные шаги по развитию компетенции Цифрового лидерства.
Компетенции современного лидера
Давайте начнем с простого человеческого определения лидера.
Всегда находится в спокойном слегка приподнятом настроении и тоне.
Доверяет команде выполнение работы/задачи.
Всегда воодушевляет окружающих.
Выделяет ресурсы в соответствии с видением и стратегией.
Легко и доступно излагает видение и стратегию.
Я подчеркиваю, что лидер никогда не действует в вакууме, в его системе всегда присутствует три составляющие: человек, команда, организация. Поэтому данные компетенции касаются всех трех компонентов:
Серьезная экспертиза по одному из аспектов отрасли – невозможно руководить, не понимая правил игры;
Стратегическое мышление – постановка целей;
Знания проектного управления – умение достигать реальных целей в рамках ресурсов и ограничений;
Командообразование – реализовать серьезные задачи можно только с правильно подобранной командой, имеющей врожденные таланты к решению поставленных;
Эмоциональный интеллект – люди – не машины, они изменяются во времени и их мотивация меняется от задачи к задаче. Задача лидера обеспечивать необходимый климат, создавать атмосферу в коллективе. И выстраивание грамотных коммуникаций внутри и вне команды являются задачей лидера.
Развитие лидера внутри организации
Что может предпринять организация, когда ставит себе задачу развития лидеров внутри, а не нанимать готовых людей?
1. Провести стратегическую сессию на выявление ключевых целей организации/подразделения/проекта. Не стоит усложнять. Можно воспользоваться книгой Михаила Рыбакова «Как навести порядок в своем бизнесе. Как построить надежную систему из ненадежных элементов. Практикум».
2. Человек успешен длительное время только там, где он получает удовольствие. Поэтому первый шаг для сотрудников – выявить врожденные ключевые компетенции. Для этого подойдет как тест 360, так и тест Атлант (http://atlant.bz).
3. Построить Индивидуальный план развития (ИПР). План должен учитывать особенности задачи, коллектива и конкретного человека. Данный этап лучше пройти с профессиональным коучем.
4. Для максимального эффекта от реализации данных изменений используется внешняя поддержка:
a. Коучинг - разработка оптимальных путей достижения результатов в будущем;
b. Психотерапия – выявление и удаление тормозящих якорей.
Замечу, что методы психодинамической психотерапии уже плотно вплетаются в коучинг. Но по моему скромному мнению, эти два вида поддержки лучше не смешивать.
Инструменты лидера цифровой эпохи
Чем же отличается лидерство в цифровую эпоху? Кроме перечисленных выше компетенций, ключевые направления развития цифрового лидерства в организации следующие:
Стремление к актуальной, точной и полной информации;
Обеспечение прозрачной коммуникации;
Организация автоматизированной обратной связи.
A. Актуальность, точность и полнота информации.
Шаг №1. Научиться получать информацию из бизнес-процесса в автоматизированном режиме. Для этого необходимо четко понимать, как работает бизнес-процесс, описать все его точки контроля и показатели. Для этого я могу рекомендовать инструмент Business Studio (http://www.businessstudio.ru). Слова BigData и Internet of Things уже давно не просто маркетинг. Главное – научиться вынимать управленческую информацию. Но об этом в следующих статьях.
Шаг №2. Доставлять информацию тем, кто может принять управленческое решение. Вся информация должна находиться под рукой. Критичная информация должна кричать сама! Поэтому нужно купить или разработать систему мониторинга бизнес-процесса. Доступ к системе должен быть через ЛЮБОЕ устройство, начиная от панели мониторинга и заканчивая смартфоном.
Шаг №3. Аналитика неочевидностей - поиск определенных взаимосвязей и патернов поведения, например, что влияет на предпочтения клиентов, связь с демографической ситуацией в регионе.
B. Прозрачная коммуникация
Шаг №1. Выделение групп коммуникации по бизнес-процессам.
Шаг №2. Создание внутренних систем коммуникации. Наилучшее решение, которое я видел в последнее время для обмена информацией в компании - это iDecide (http://idecide.ru). Также хорошее решение 1С Битрикс (https://www.1c-bitrix.ru).
Шаг №3. Расширение систем коммуникации до клиентов и поставщиков. Здесь отлично подойдут виртуальные площадки, такие как EMC Documentum eRoom (https://www.eroom.net), сервисы Trello (https://trello.com), но и группы в Facebook также подойдут в крайнем случае.
C. Автоматизированная обратная связь.
Шаг №1. Получение информации не главное. Главное – это управленческая реакция. Поэтому начинать нужно с описания критериев и параметров обратного воздействия. Например, запуска обзвона клиента в случае увеличения срока доставки на 1 день.
Шаг №2. Автоматизация обратной связи. Здесь многое зависит от бизнес-процесса. Для колл-центра – это будет звонок клиенту, оплатившему товар. На производстве – изменение скорости конвейера при задержке комплектующих. В магазине – вывод сменных кассиров при увеличении длины очереди в кассу.
Шаг №3. Анализ результатов обратной связи с учетом целей и ключевых показателей (см. пункт А).
Выводы:
1. Лидер всегда работает с коллективом. И первый его сотрудник – он сам. Поэтому развитие должно быть постоянной привычкой, реализованной в ИПР.
2. Ключевые компетенции обязательно должны быть связаны с целью и задачами предприятия/отдела/группы.
3. В цифровую эпоху лидер обязан обладать молниеносной реакцией на изменения. Для этого ему необходимы новые инструменты, начиная от собственного мобильного приложения и заканчивая системой когнитивной аналитики.
Дальнейшие шаги:
В следующих статьях я буду раскрывать следующие пункты цифровой стратегии.
Если вам захотелось поучаствовать в соавторстве – милости прошу – пишите мне на электронную почту.
Если вас заинтересовало сотрудничество в части построения бизнес-стратегии, я также рад сотрудничеству и жду ваших писем.
Автор:
Парамонов Александр, Коуч, Бизнес-Консультант. Бизнес-тренер, член International Coach Federation, ICF Russia, тренер международной академии коучинга, ACC, MBA, к.т.н., Главный партнер проекта Атлант.
Адрес электронной почты: ap@helpmegrow.ru
Проекты автора:
Развитие, стратегический корпоративный коучинг: Help Me Grow
Выявление врожденных талантов и построение индивидуального плана развития: проект Атлант